главная биография друзья видео музей ➚ события храм фестиваль ➚ фонд гостиная
Признак дурачины
• Марина КУДИМОВА № 37 газеты "Трибуна" от 28 сентября 2007 года   
28.09.2007 г.

Опаздываю на встречу, ловлю машину. Водитель, основательный азербайджанский мужчина, слушает «Юмор FM»: «Жена застряла в унитазе и, как ни тужится, проваливается все глубже». Радиостанцию, специализирующуюся на сантехнике, включают все водилы старше сорока. Азербайджанец даже не усмехается в плакатные усы. Разговорились. «Юмор любите?» – «Разве это юмор? Это так – посмеяться. Юмор был у бакинской команды КВН. Помните?» Еще бы не помнить!

В электричке ребята гоняют по мобильнику репризу про гастарбайтера: «Секаса надо». Трубка у них дорогая, навороченная. Звук разносится на весь вагон. Никто не смеется. Сами трансляторы ксенофобского текста веселятся, но не над приколами «про чурку», а просто от молодости и полноты чувств. В блогах такое мироощущение выражается новообразованием «ржунимагу».

Философ Анри Бергсон утверждал: «Смешно не бывает одинокому». К тому же анекдот – сугубо устный жанр. В печатном виде он теряет главное – интонацию рассказчика. Однако без анекдота и карикатуры, комических афоризмов и «размышлизмов» сегодня не обходится ни одно периодическое издание. Спрос на юмор огромен. Кинокомедии бьют рекорды посещаемости. CD- и DVD-диски с записями «смешных» передач, программ и концертов расходятся астрономическими тиражами.

Разумеется, основным поставщиком юмора остается телевидение. По некоторым оценкам, регулярно смотрят юмористические программы около 70 процентов зрителей. Максимум позитивных оценок телевизионного юмора дала молодежь, малообразованные и малообеспеченные граждане и жители села. На это можно высокомерно заметить, что телевидение никогда не претендовало на внимание культурной аудитории, изначально ориентируясь на обывателя. Но у российской аудитории «особенная стать».

Большинство интеллектуалов здесь заведомо относятся к категории малообеспеченных и таким образом попадают в разряд обывателей – не по узости кругозора и мелкости интересов, а по отсутствию возможностей их расширения и удовлетворения. В большинстве регионов работают в лучшем случае три канала телевещания (включая местный). Учителя и библиотекарши вынуждены смотреть не только сериалы, но и те же «Кривые зеркала» и «Аншлаги», что и махровый филистер. Когда-то Михаил Жванецкий обнаружил, что низкое качество жизни обусловливает высокое качество юмора. Может быть, теперь он был бы рад взять назад свои слова? Конечно, на всякого мудреца довольно простоты. Выключи «ящик» и читай Достоевского. Но если телевидение – окно в мир, а видно в него только помойку, это не значит, что окно надо наглухо забить. Можно сидеть и ждать, когда сосед выйдет с мусорным ведром. Если у тебя нет никакого способа защиты от реальности, кроме смеха, ты научишься смеяться над глупостью и пошлостью. ПОшло – это то, что пошЛО, как подметил кто-то неглупый.

Сами работники комического цеха изумляются спросу на свой товар. Вот хоть тот же Жванецкий: «Число смеющихся в нашей стране и количество юмора превышают все пределы. Жанр живет нездоровой опухолью. Наверное, в этом проявляется рыночная система». Мне кажется, в первой фразе мэтр немного спутал времена. Так было в брежневскую пору – золотую для Жванецкого и иже с ним. В пору закрытых концертов на «почтовых ящиках» или в ДК им. Дзержинского. Что касается «рыночной системы», то, по моим наблюдениям, соотношение обратное: чем больше публичного юмора, тем меньше искреннего смеха. Грани смешного и несмешного стерты, моральные табу сняты. Но рыночные критерии действительно жестки. Юмор для богатых и ржачка для бедных только на первый взгляд сосуществуют в едином демократическом пространстве теле- и радиоэфиров. Все, что покупается, имеет право продаваться. Кому Петросян, а кому Мартиросян. Кому «Смех без правил», а кому «Хорошие шутки». Казалось бы, очевидно. Но – лишь на поверхностный взгляд.

Конечно, и в «Копейке», и в «Азбуке вкуса» продаются «продукты питания». В «Копейке» основной критерий не качество, а дешевизна товара. Туда не ходят за омарами и экологически чистым хлебом по триста рублей за батон. Но все же не покупают прошлогодние яйца и скисшую сметану. Для этого есть привокзальные рынки. Говорят, Петросян по-прежнему заламывает за выступления «на корпоративах» пять штук у.е. Но с заказами уже не так хорошо. Парадокс в том, что и в «Азбуке вкуса» можно хватануть тех же трансгенов и диоксинов. Но за другие деньги и в гламурной упаковке. Юмор давно и прочно вошел в ряд «бизнес-проектов». Призовой фонд «Смеха без правил» составляет миллион с четвертью. Но капитализируются «юморные» проекты не сомнительными телерейтингами от бедных и не одной жирной рекламой прайм-тайма, а гонорарами за выступления перед богатыми. Часовой концерт Верки Сердючки, если верить менеджерам развлекательных агентств, до недавнего времени стоил от тридцати тысяч евро. Но звезда ловкого украинского парубка, похоже, закатилась, и теперь самыми высокооплачиваемыми и желанными на тусовках и вечеринках, безусловно, являются так называемые резиденты проекта Comedy Club.

Станислав Ежи Лец говорил: «Скажи мне, над чем смеется народ, и я скажу тебе, за что он готов пролить кровь». За что же готов умереть наш жертвенный народ? За «новых русских бабок», антигламурных трансвеститов – наш ответ Сердючке, которые, согласно рекламе, «будут вас жестко веселить в стиле черного юмора»? Отказываюсь верить! За новые русские «бабки» – да. Готовы погибнуть – и гибнут. Насчет этого еще оперный Мефистофель предупреждал. За реанимированный, но неумолимо теряющий зубы КВН – вотчину Масляковых, каждой следующей шуткой восхваляющий главу фирмы? Но театрализованное шоу, поставленное опытным режиссером по сценарию мастеровитого юмориста, ничем не напоминает игру смелых и умных студентов эпохи ранних заморозков. Comedy Club поначалу выступил реальной альтернативой другим юмористическим продуктам. Имитация клубного отдыха и несколько изощренных экспромтов задали высокую планку и оставили далеко позади десятилетиями топчущихся на месте конкурентов. После чего резиденты стремительно съехали в зону ниже пояса и запели: «Выпил я Виагры – весь день ищу кого-то». Скабрезности, за которые в свое время вытолкали бы из приличной ленинградской рюмочной, только расширили аудиторию «клабников».

Почему наши «смехачи» с роковой неизбежностью дрейфуют именно в сторону пошлости? Причина не только в цинизме любого рода коммерции. Никто добровольно не признается в том, что работает на быдло. Петросян любит пофилософствовать в интервью о диалектике пошлости. Хорошо бы в этот момент поднести к лицу маститого артиста зеркало – не кривое. Невозможно долго шутить ни о чем. Американский «стенд ап», конечно, насквозь площадной, но зубаст и нелицеприятен, каким и должно быть настоящее шутовство. Комическая культура США имеет в арсенале кое-что посмешнее торта, угодившего в физиономию оппонента, и, ни на кого не оглядываясь, отвечает национальным смеховым ожиданиям. У нас сегодня на политическую пародию отважится разве что Галкин, благодаря высокой покровительнице получивший сверхъестественную власть над эфиром. Стареющего Задорнова пробило на антиамериканизм потому, что это льстит самолюбию закомплексованной части аудитории, не бывавшей дальше Таганрога, и потому, что компенсирует самого автора. Смотрите, какой я крутой: мне отказали во въездной визе! Да, гостей, обсуждающих назавтра и громко платье хозяйки и качество пирога, как правило, больше не приглашают. При этом умный человек Задорнов прекрасно понимает, что «чем меньше сатиры, тем больше пошлости».

Российский юмор после ухода Евдокимова потерял национальную маску. Как сказал о Евгении Леонове крупный режиссер Андрей Гончаров: «А знаете, что такое русский комик? Это обязательно, непременно – еще и трагик, в нем должна быть романтическая слеза». Последним национальным героем был алкоголик Кузьмич из «Особенностей национальной охоты». А Задорнов, поняв, что публике приелся натужный антиамериканизм, не побрезговал высмеивать гонимых, чего русский интеллигент позволить себе не мог никогда: «Свидетели Иеговы» стали свидетелями ДТП. Теперь ребятам предстоит непростой выбор: так же остаться свидетелями Иеговы или стать свидетелями ДТП».

Последним отечественным сатириком – остросоциальным, с немыслимым со времен Зощенко неповторимым стилем был Михаил Жванецкий. «Был» – хотя, несомненно, остался одним из ярчайших авторов. Формат «Дежурного по стране» вылился в расточение комплиментов мэтру и в пробормотывание им самим славословий дамам и московским властям. Слава богу, Михаил Михайлович, в отличие от большинства коллег, осознает истинное положение вещей: «Вниманию господ из радио и телевидения! Объявление. Бывш… крупн… сатирик ищет работу. Выполняет мелкие ремонтные литературные поделки…»

Смех – реакция мозга на юмор. Подчеркиваю: на юмор! Когда эта причинно-следственная цепочка расходится, надо вызывать психолога, если не санитара. Не связанный с юмором смех становится рудиментом, аппендиксом мозга, «икотой разума». «Смех без причины – признак дурачины», как говорили в нашем дворе. В романе Курта Воннегута потерявшие человеческий облик галапагосцы «находили очень смешным, когда кто-то громко пукал». И напротив: не вызывающий смеха юмор – свидетельство глубокой депрессии, угнетенности центров удовольствия, что в дальнейшем чревато потерей человеческого облика. Качество юмора определяет здоровье нации. Английские ученые выяснили, что у человека за шутки разного уровня отвечают разные полушария мозга. Но существует единый «центр управления» смеховыми посылами, который дает сигнал – смеяться или не смеяться. Хорошо бы научиться улавливать этот сигнал.

Марина КУДИМОВА № 37 газеты «Трибуна» от 28 сентября 2007 года


E-mail

  написать первый комментарий

добавление комментария
  • Пожалуйста, оставляйте комментарии только по теме.
  • Если был введён неверный код безопасности, то перед нажатием на кнопку 'Отправить', обновите страницу (F5), чтобы получить новый код. (И скопируйте куда-нибудь ваше сообщение на всякий случай.)
имя:
тема:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
комментарий:



код:* Code
я хочу получать сообщения по е-почте, если комментарии будут поступать еще

Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6
AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze - www.mamboportal.com
All right reserved

 
« Пред.   След. »

Ё-п-р-с-т!

Климат у нас дурацкий, быстро темнеет, за свет-то не платим, ну...

страница в Фейсбуке

 


Яндекс.Метрика

 

наша почта


 
Логин:
Пароль:

(что это)