Леонид Жуховицкий: Памяти Сени Фарады |
Леонид Жуховицкий. pravda.ru | ||||||||||||
26.08.2009 г. | ||||||||||||
Вот еще одному не вернуться домой из похода…
Для многих моих друзей это глубоко личная боль. Несколько десятилетий жили бок о бок, читали одни стихи, любили одни спектакли, одинаково видели мир. Как говорится, парень с нашего двора, хотя дворы были разные, и виделись в огромной Москве не так уж часто. Но ведь виделись, перезванивались и точно знали – если что… Смерть в это «если что» не входила, и теперь уж Сене ничем не помочь. Он был очень добрый человек, И огромную популярность Фарада воспринимал не как свою заслугу, даже не как дар судьбы, а как не зависящую от него деталь обстановки – так летом мы воспринимаем жару, а осенью дождь. Есть и есть… У него были все права гордиться своей огромной славой. Но не гордился. Просто не замечал. Он был народным артистом России – из тех народных, кому это звание дает сперва народ, а уж потом — высшая власть. Сеня был актер до мозга костей, и титулы не принесли ему важности: в аудитории из трех или пяти человек он с удовольствием дурачился, кривлялся, на заказ изображал кого угодно – словом, играл так же органично, как играют дети в песочнице. Игра для него была не профессией, а человеческой сутью. Когда он тяжело заболел, я приехал к нему в Боткинскую больницу. Сеня показывал свои достижения – ходил с палочкой по комнате. Была надежда, что еще не все потеряно. Я спросил: — Вживаешься в роль Тамерлана – он ведь тоже хромал? Пошутил – но в глазах у Фарады Честно говоря, и у меня такой мысли не было. Я предложил написать для него одноактную комедию, где он, пока не выздоровеет полностью, сможет играть, сидя на коляске. Конечно, идея была авантюрная, но Сеня принял ее всерьез. Тем же вечером я позвонил Марку Розовскому, и он сказал, что такую пьесу сразу поставит. Сеня поехал за город, к друзьям, надеялся быстрей восстановиться на свежем воздухе. Но его любили не только люди, любили и собаки. Крупный пес друзей на прогулке прыгнул на гостя, норовя лизнуть в нос — Сеня упал, сломал ногу, и стало ясно, что все планы с возвращением на сцену не осуществимы. А без сцены Фарада жить не мог. На нашей памяти выдающихся актеров было много. А вот великие комики, к сожалению, всегда дефицит. И когда уходит любой из них, в жизни народа остается дыра, которую не заделать ничем. Слишком мало в нашем, да и в мировом искусстве людей, одно появление которых у всех вызывает улыбку. А без улыбки нам плохо, без нее мы куда чаще болеем и куда меньше живем. Она заменяет любые лекарства, но нет снадобья, которое заменило бы нам хорошее настроение. Даже с нынешним тяжелым кризисом «шуты Его Величества Народа» борются куда успешнее, чем неумелые экономисты. Одно утешает: современная техника научилась, пусть не полностью, но все же оставлять с нами тех, кто безвозвратно ушел. Хоть раз в неделю, но возникнет в пузыре телевизора благодушная физиономия гениального Евгения Леонова, напряженный взгляд уникального «Балбеса» нашего кино Юрия Никулина, очередная маска неповторимого Аркадия Райкина, продувная усмешка Андрея Миронова, обаятельная в своей нескладности крупная фигура Михаила Евдокимова. Каждый из них мог бы сказать о себе словами Пушкина – «Нет, весь я не умру». Теперь к этому ряду великих присоединился мой друг Сеня Фарада. Вечная ему память и долгая жизнь среди живых!
Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6 |
« Пред. | След. » |
---|