Региональные СМИ Алтайского края в информационной войне против М. С. Евдокимова в период выборов |
Владимир Барбашов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.08.2015 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представляем нашим читателям научную статью-исследование кандидата филологических наук, доцента кафедры «Философия, история и право» Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Владимира Барбашова, опубликованную в сборнике научных работ I Международной научно-практической конференции «ДИСКУРС СОВРЕМЕННЫХ Надеемся, что Владимиру удастся осуществить задумку и написать книгу, для которой уже собраны материалы. В книге предполагается раскрыть механизмы и последствия информационной войны против Михаила Евдокимова не только в период предвыборной борьбы, но и в период его губернаторства. Владимир Барбашов утверждает, что война с народным губернатором не прекратилась и после его гибели. Признаки борьбы с тенью народного любимца наблюдаются и сейчас. Но, об этом позже… Региональные СМИ Алтайского края в информационной войне против М. С. Евдокимова в период выборов губернатора(на материале газеты «Алтайская правда»)В. П. Барбашов Огромные щиты, там Если Вам действительно ![]() |
СЛОТ | ФРЕЙМ | |
ШУТ | ||
Деятельность, ремесло | автор пародий, юмористических произведений | человек, промышляющий шутовством, шутками, остротами и дурачеством |
Выступает на публике | занимается публичным исполнением произведений искусства | при барском доме, дворце, в балаганных представлениях |
Вызывает смех | выступает с сатирическими произведениями | балагурит на потеху другим |
Изображает | комическое или сатирическое подражание | прикидывается дурачком, напускает на себя дурь |
Поскольку в данных словарных толкованиях заключены значения, отражающие черты национального сознания, считаем необходимым подчеркнуть, что политтехнологами намеренно использовалось такое соположение данных фреймов в текстах СМИ. Как справедливо замечает С. А. Кузнецов, вместе с кодифицированной знаковой информацией, употребление слова в речи несет и разнообразные дополнительные сведения, обусловленные не языковыми значениями, а знаниями мира. Объектом лингвистической экспертизы должно быть слово, а не факт, поэтому необходимо строго разграничивать мнение автора о самом человеке, о его личности и мнение автора о фактах, которые связаны с личностью [Кузнецов 2003, с. 101-102].
Как известно, артистическая деятельность М. С. Евдокимова не ограничивалась пародиями, а была достаточно многогранной. На экране он воплощал образ простого труженика села, который сталкивается с реалиями жизни пост-советской России – спивающейся деревней, нищетой и беспомощностью простых людей, взяточничеством чиновников. Его герои, а именно сельский механизатор Фома («Про бизнесмена Фому»), кузнец Филимон («Не валяй дурака») и фермер Иван («Не послать ли нам гонца?») нередко попадают в комичные ситуации, но всегда искренне стремятся помочь землякам, восстановить справедливость. Такие «чудики» часто встречаются в произведениях В. М. Шукшина, перед творчеством которого М. С. Евдокимов преклонялся.
Поэтому оппонентам М. С. Евдокимова было крайне необходимо элиминировать в сознании избирателей этот образ национального героя, близкого по духу своим землякам. По приглашению А. А. Сурикова, на Алтай с визитом прибыли Лидия Федосеева-Шукшина и её дочь Мария. 30 марта 2004 года в газете «Алтайская правда» появилась статья «На Алтае Шукшиным всегда рады» (№ 73 от 16.03.2004), в которой сообщалось: «25 марта в Барнауле, в концертно-развлекательном комплексе «Мир» Лидия и Мария Шукшины встретились с барнаульцами. Шукшины приехали в Барнаул согласовать планы традиционного Шукшинского фестиваля» [Сохарева, Башлычев 2004]. Но на встрече речь шла не только о В. М. Шукшине. В местных новостях был показан видеосюжет, где Лидия Федосеева-Шукшина с пренебрежением отозвалась о М. Евдокимове и выразила сомнение, что ему стоит идти в губернаторы, и посоветовала ему заниматься своей прежней деятельностью.
Популярность и любовь в народе М. С. Евдокимов заслужил не только благодаря пародиям и выступлениям в качестве юмориста, но и талантливым, проникновенным исполнением народных, патриотических песен, в значительной степени посвященных жителям Алтая. И здесь некоторые коллеги по цеху не заставили себя долго ждать и оказали колоссальную «поддержку» потенциальному губернатору. В «Алтайской правде» (№ 89 от 31.03.2004) появилась заметка под названием «Звезды выступят на Алтае»: «31 марта в 18.00 в барнаульском Дворце зрелищ и спорта состоится благотворительный концерт «Звезды российской эстрады — детям Алтая». Его организатор — Российский детский фонд и его Алтайское отделение. В концерте примут участие Иосиф Кобзон, Давид Тухманов, Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня», пианист Леон Аганезов, артист эстрады Ян Арлазоров. Стоимость билета 100 рублей. Средства от концерта будут направлены на помощь талантливым детям, детям-инвалидам
Но в этом же номере, в рубрике «Намедни» появилась статья «Надежда Бабкина недоумевает», где был представлен следующий текст: «Михаил Евдокимов — талантливый артист, но его политических амбиций я не разделяю, — сказала Надежда Георгиевна. — Когда я узнала, что он идет в губернаторы, то расценила это как шутку, розыгрыш, у меня даже не было мысли, что это настолько серьезно. По моему мнению, политикой должен заниматься человек с большим опытом хозяйственной и организационной работы, профессионал в своем деле. Это колоссальная ответственность за людей, за край, за свои поступки и шаги, и я не понимаю, как можно так легкомысленно браться не за свое дело? Мне кажется, за Евдокимовым стоят определенные силы, и он несамостоятельно принимает решения. В этой ситуации, я думаю, что Михаил не прав, и не понимаю его действий. Так в результате можно получить «смех сквозь слёзы».
Таким образом, в публицистических текстах «Алтайской правды» воссоздавался неполный образ М. С. Евдокимова, когда журналисты или известные люди намеренно опускали информацию о нем определенные сведения, необходимые реципиенту. В этом процессе могут возникать намеренные и ненамеренные деформации. Так, у журналиста может быть неадекватный (неполный, например) образ события. Далее, он может быть неадекватно «переведен» в текст. Далее, текст может быть непригодным для правильного восстановления реципиентом образа события: например, в нем могут быть опущены сведения, необходимые реципиенту [Понятие чести, достоинства и деловой репутации, 2004, с. 52]. Как следствие, читатель не получал полного представления об
Картину такого неполного образа М. С. Евдокимова можно схематично представить в таблице 2.
Таблица 2. Степень актуализации слотов в структуре фрейма «М. С. Евдокимов»
Слот | Экстралингвистические знания | Степень актуализации в СМИ |
Артист эстрады, юморист, пародист | Участник телевизионной программы «Аншлаг», директор ООО «Театр Евдокимова» | Актуализируется |
Актер кино | «Воспоминание о коровьем марше», «Про бизнесмена Фому», «Не хочу жениться», «Не валяй дурака», «Не послать ли нам гонца?», «Старые клячи» | Нейтрализуется |
Телеведущий авторских программ | Авторские передачи «С легким паром!» («Первый канал»), «Михаил Евдокимов в кругу друзей» («Россия»), «Не скуЧАЙ» («Россия»), «Надо жить» (ТВЦ) | Актуализируется |
Исполнитель песен народной тематики | Альбомы «Земляки», «Отвяжись, худая жизнь», «Надо жить!», «Я вернусь…» | Нейтрализуется |
Меценат | Финансовая поддержка родного села | Элиминируется |
Что касается деятельности М. С. Евдокимова как мецената, то об этом не было информации нигде. В беседе с известным алтайским писателем Василием Павловичем Морозовым, М. С. Евдокимов говорил: «Скажу большее, правда, никто об этом не говорит. Извините, что поделюсь секретом, приобретение спортивных форм, мячей, сеток на ворота, газонокосилку для стрижки газонов, краска для ограждения стадиона – это все приобретено на мои личные сбережения…» [Морозов, 2008, с. 171].
Близкий друг М. С. Евдокимова, актер Александр Яковлевич Михайлов так рассказывает писателю Василию Морозову об этом: «Мощным художником в жизни был Миша Евдокимов. Сильный духом. Красивый человек. Но видел его и в другие минуты, когда ему было больно и тяжело от бед, сквозь которые бредет наш измученный до последнего предела народ. Чувствуя чужую боль как собственную, он асфальтировал дороги в своей деревне. Покупал машины и трактора, чтобы было на чем пахать заброшенные поля. И все это на свои деньги. Мало кто сегодня способен на такое» [Морозов, 2008, с. 264-265].
Итак, шокированный результатами выборов, А. Суриков неожиданно для жителей Алтайского края признает значительные промахи в работе администрации, и пришел к выводу: что <…> наш народ и власть готовы к переменам <…>. Я сделаю все, чтобы наш край развивался…<…> За последние годы сделано много полезного для края. Однако мы не должны останавливаться на достигнутом [Суриков, 2004]. В тексте данного обращения благодаря притяжательному местоимению наш, местоимению мы, мифологеме народ и власть, и другим языковым средствам происходит экспликация интегративной функции, в результате актуализируется квантор всеобщности как идеологически ориентированное понятие.
А. Суриков торжественно обещает добиться увеличения средней заплаты, строительства современных школ и больниц, снижения цен на услуги ЖКХ и сокращения численности административного аппарата, и, наконец, подводит главный итог: <…> Я дал себе слово сорвать преступные планы разграбления Алтая московскими олигархами. К сожалению, эта угроза стала реальной. Олигархами разработан план захвата природных ресурсов, промышленного потенциала Алтайского края через приход к власти зависимого от них губернатора. На эту роль подобран известный эстрадный артист. В его раскрутку олигархами вложены огромные деньги. Но я уверен: народ не обманешь. Сегодня я обещаю избирателям: пока буду главой администрации, московские олигархи край не поработят! Вместе защитим Алтай от олигархов, добьемся лучшей жизни на нашей земле!» [Суриков, 2004].
Идеологема «олигархи» только в представленном фрагменте публицистического дискурса повторяется в как своеобразный рефрен пять раз. В. М. Амиров справедливо замечает, что идеологема как ключевая единица рекламной схемы агитационного сверхтекста, воплощается в группе слов, которые и можно рассматривать как варианты одной идеологемы [Амиров, 2002, с. 35]. Так идеологема «олигархи» может иметь следующие варианты: «преступные планы разграбления», «угроза», «захват», «приход к власти зависимого от них губернатора».
Бывший ректор Алтайского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Н. М. Бондарчук так вспоминает об этом: «Сторонники Сурикова не жалели сил на распространение слухов, что из Москвы придут пришельцы обворовывать край. Коррупция достигнет невиданных размахов с приходом Михаила Сергеевича Евдокимова» [Бондарчук, 2007, с. 137-138].
На магистралях Алтайского края и улицах города Барнаула как часовые выстроились билборды с надписями «Останови вторжение. Приди, проголосуй и защити Алтай! 4 апреля» (см. рис. 1).
Рис. 1. Предвыборный билборд против М. Евдокимова. Барнаул, проспект В. И. Ленина, март 2004 г.
В своем открытом письме к А. Сурикову М. С. Евдокимов обратился к нему с просьбой: «Если Вам действительно
Императивы «Останови вторжение» и «Приди, проголосуй и защити Алтай! не просто имплицитно содержат призыв голосовать за позиционируемого субъекта (А. Сурикова) и не отдавать голоса контрагенту (М. Евдокимову), но что более важно, апеллируют к исторической памяти народа как основы ментальных процессов коллективной интенциональности, призывая объединяться. Мифологема «вторжение» в данном случае усиливает этот призыв и актуализирует исторический опыт в языковой картине мира и национальном сознании носителей русского языка.
Таким образом, в предвыборных публицистических текстах региональных СМИ, как правило, воссоздается неполный образ в отношении нежелательного политического оппонента, а также могут использоваться идеологемы, мифологемы и императивы с целью создания образа «врага» в сознании электората. Такая мифологизированная картина мира (термин В. М. Амирова) замещает в сознании адресата реальность, детерминирует ментальные процессы в сознании представителей определенной языковой общности и побуждают проголосовать за «правильного» кандидата.
Литература
- Амиров, В. М. Агитационный предвыборный сверхтекст: организация содержания и стратегия реализации: дисс…. канд. филол. наук / В. М. Амиров. — Екатеринбург, 2002.
- Бондарчук, Н. Такой поддержки не было ни у одного губернатора / Н. Бондарчук // Михаил Евдокимов. Таких как
я пол-России. — М., 2007. - Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. — М., 2004.
- Кузнецов, С. А. Спорная часть текста: анализ имплицитных компонентов
со-держания / С. А. Кузнецов // Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ в судебных экспертизах и информационных спорах: сборникмате-риалов научно-практического семинара. Москва7–8 декабря 2002 года. Часть 2. — М., 2003. - Микуров О., Каспришин А. Александр Суриков об итогах выборов 14 марта / О. Микуров, А. Каспришин // Алтайская правда. — 2004. — № 74.
- Морозов, В.А. А Родина — это Алтай… / В. А. Морозов. — Барнаул, 2008.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М., 1990.
- Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами / Под ред.
А. К. Симо-нова и М. В. Горбаневского. — М., 2004. - Попова, Г. Что нам писали читатели перед выборами / Г. Попова // Алтайская правда. — 2004. — № 74.
- Сохарева Н., Башлычев С. На Алтае Шукшиным всегда рады / Н. Сохарева, С. Башлычев // Алтайская правда. — 2004. — № 88.
- Суриков, А. Обращение главы администрации Алтайского края / А. Суриков // Алтайская правда. — 2004. —
№ 84–86. - Тепляков С., Токмаков В., Каспришин А., Башлычев С. У Алтая выбор был больше, чем у России / С. Тепляков, В. Токмаков, А. Каспришин, С. Башлычев // Алтайская правда. — 2004. — № 73.
![]() |
![]() |
добавление комментария | |
|
Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6
AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze - www.mamboportal.com
All right reserved
« Пред. | След. » |
---|