главная биография друзья видео музей ➚ события храм фестиваль ➚ фонд гостиная
Лабиринты народной души
• Михаил Румер-Зараев   
18.06.2010 г.
Оглавление
Лабиринты народной души
страница 2
страница 3
страница 4
страница 5
страница 6

У Шукшина в рассказе «Алеша Бесконвойный» разумный и трезвый деревенский мужик по субботам словно из-под конвоя вырывается — посылает к чертям колхозные, домашние дела и весь день отдает бане. С утра начинает носить воду, колоть дрова, топить печь, покуривая и посиживая в перерывах на завалинке. И мы, проникая во все эти точно и со вкусом описанные детали крестьянского быта, крестьянских радостей, понимаем, до какой степени должна замотать, замордовать человека жизнь, чтобы обыкновенная, в сущности, гигиеническая процедура превратилась в культ, праздник освобожденного духа. Ведь было же у всех народов — у кого «светлое воскресенье христово», у кого «чти день субботний»,— но был день отдыха, молитвы, семейного общения. И исчез куда-то в России, погребенный наплывом бытовых забот, городских очередей и деревенского обихаживанья усадьбы. А если и остаются свободные часы, то растащат их пьянка, домино, телевизионный боевик или матч. Где же побыть наедине с собой, как не в бане? Так и получается она у Алеши Бесконвойного — и молитва, и отдых, и общение с самим собой.

У героя Высоцкого очищение души также происходит в жарком пару. Мытье здесь идет не в медлительном философском разомлении, а в исступленном надрывном нахлесте. «Банька по-белому» в слезах распевалась всей Россией. Это был трагический гимн, исповедь простого россиянина, исступленно раскаляющего, распаляющего себя, чтобы истребить сомнения. Чтобы думать, говорить, раскрепоститься, ему нужна высокая температура, банный угар:

Угорю я, и мне угорелому
Пар горячий развяжет язык.

Евдокимов исполняет эту песню с наслаждением:

— Я Высоцкого сколько угодно петь могу. А уж «Баньку»…

Два символа веры выколоты на груди у героя — веры в родину и в любовь:

Сколько лесу и веры повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди — профиль Сталина,
А на правой — Маринка в анфас.

Хлещет, хлещет березовым веничком русский человек «по наследию мрачных времен», словно стремясь искоренить из себя скверну прошлого и тоску, тяготу настоящего.

Но не проходят эти тяготы, а только усугубляются. Жизнь современного русского человека делается еще более мучительной, беспросветной, настроенной разве что на выживание. Но об этом, о жизни современной российской деревни, об «этике выживания» мог бы быть отдельный разговор, выходящий за рамки данной статьи.


E-mail

  комментариев (1)
 1 Давно про Евдокимова не попадалось ничег
автор: Владимир website, дата: 19-06-2010 01:26
Хлещет, хлещет березовым веничком русский человек «по наследию мрачных времен», словно стремясь искоренить из себя скверну прошлого и тоску, тяготу настоящего.  
Давно про Евдокимова не попадалось ничего более приличного. Рекомендую

добавление комментария
  • Пожалуйста, оставляйте комментарии только по теме.
  • Если был введён неверный код безопасности, то перед нажатием на кнопку 'Отправить', обновите страницу (F5), чтобы получить новый код. (И скопируйте куда-нибудь ваше сообщение на всякий случай.)
имя:
тема:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
комментарий:



код:* Code
я хочу получать сообщения по е-почте, если комментарии будут поступать еще

Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6
AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze - www.mamboportal.com
All right reserved



 
« Пред.   След. »

Ё-п-р-с-т!

Мы тут радоваемся за тебя! Твою мать-то... И за мать твою тожа...

страница в Фейсбуке

 


Яндекс.Метрика

 

наша почта


 
Логин:
Пароль:

(что это)