главная биография видео события храм музей фестиваль фонд гостиная
Лабиринты народной души
• Михаил Румер-Зараев   
18.06.2010 г.
Оглавление
Лабиринты народной души
страница 2
страница 3
страница 4
страница 5
страница 6

Образ массового человека в зеркале русской культуры

В конце 2001 года на германских гастрольных маршрутах появилась московская эстрадная звезда — Михаил Евдокимов. Аудитория его была не просто русскоязычная, что естественно для выступающего за рубежом актера разговорного жанра, а скорее, как здесь говорят, «аусзидлерская», то есть состоящая из российских немцев.

Присадистые тетки в нарядных кофтах, крепкие коротко стриженные парни в черных костюмах, мужики с раздавленными работой руками заполнили берлинский зал «Урания». Озирая его ряды, я подумал, что именно эти недавние обитатели Поволжья, Сибири, Казахстана и представляют в современной мультикультурной, многоликой Германии провинциальную Россию, ее сельскую глубинку.

Народный ЕвдокимовПошли ли бы они так же охотно на Жванецкого, Хазанова, Клару Новикову? Не уверен.

Помню, как точно так же я посмотрел в зал на гастрольном спектакле тель-авивского театра «Гешер», представлявшего пьесу по мотивам бабелевских «Одесских рассказов». Из зала на сцену смотрели бабелевские герои, живые, с еврейско-южнорусскими ухватками, раздобревшие и, как правило, преуспевшие в германской жизни.

Что ж, каждому спектаклю — своя аудитория. Ну, а уж Евдокимову с его массивным, обрамленным бородой лицом, на котором поблескивают узкие, умные глаза, с его статью и повадками корневого русского человека, подчеркнутыми сценическим костюмом — рубаха навыпуск, брюки, заправленные в невысокие сапоги, уж Евдокимову с его монологами и песнями, названия которых говорят сами за себя — «Земляки», «Иван», «Баня», «Истопник Григорьич»,— ему ли не быть любимцем этой глубинной российской толщи, из недр которой он вынырнул и куда возвращает свои короткие рассказы, словно препарирующие сатирическим ножом эту жизнь?

Герой одного монолога, некогда принесшего Евдокимову всероссийскую славу, грузчик сельского рабкоопа, возвращаясь из бани, попадает в драку и загоняет всех дерущихся в реку, размахивая выломанной у самого корня березкой. Герой другого рассказа, опившись квасом, выходит ночью во двор и видит, что собака грызет человеческую челюсть, как потом оказывается, вставную челюсть его жены. В третьем монологе старик берет свою старуху на утиную охоту, и они переворачиваются в лодке…

Анекдоты, простейшие житейские происшествия. Освещенные фонарем евдокимовского вымысла, расцвеченные блестками актерской фантазии, они дают панораму сельской жизни с ее семейными радостями и конфликтами, пьянками, ссорами, тяжким трудом, корявым бытом. Евдокимовские герои — лукавые алкаши, простодушные лицемеры, упорные «чудики» бунтуют, врут, смеются, выражая многообразие народного характера, извивы души рядового российского человека. Анекдот в его творчестве иногда поднимается до уровня глубокого обобщения. Когда герой одного монолога, вступая у себя на огороде в борьбу с хреном, поливает его кислотой, роет глубокие траншеи, заливает землю бетоном, а хрен все равно пробивается наружу, сквозь юмор ситуации проступает трагическая мысль о безумии жизни, тщете усилий.

Ну, а разве в основе рассказов Зощенко, Шукшина, песен Высоцкого лежит не анекдот? Ставя Михаила Евдокимова в ряд с этими именами, я обращаюсь к сложной и противоречивой проблеме отображения образа рядового русского человека в отечественной культуре, проблеме, требующей достаточно широкого пространства размышлений.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИЛЛЮЗИИ

А следом ждет другой город
А следом ждет другой город
DatsoPic 1.2 © 2007 by Andrey Datso Углубляясь в прошлое, изумляешься одному странному обстоятельству: классическая русская литература, столь народолюбивая, к тому же всегда претендовавшая на роль выразительницы общественных дум и чаяний, стремившаяся отразить народную жизнь, вместе с тем крупного, запоминающегося образа человека из народа не дала. Казалось бы, мужик был объектом преклонения и любования интеллигенции. Его быт изучали с социологической глубиной и этнографической точностью, его мудростью и долготерпением восхищались. К чистоте его жизни и здравости суждений припадали как к роднику. Знанием народной жизни гордились как орденом. Но образа, художественного образа, вобравшего в себя характер, противоречия, прошлое и будущее этого социального типа, не возникло.

Пугачев из «Капитанской дочки» — заметно идеализированный, хотя и сопровождаемый пушкинским замечанием по поводу русского бунта, бессмысленного и беспощадного…

Платон Каратаев — воплощение дворянской, христианской мечты, скорее житийно-утопический, чем реальный образ…

В конце XIX века в короленковском рассказе «Река играет» появился перевозчик Тюлин. Он лежит на берегу, страдая от похмелья, в апатии наблюдая, как вода уносит его лодку. В момент опасности он преображается, совершает чудеса силы и ловкости с тем, чтобы вскоре опять впасть в ленивую апатию. По мнению Максима Горького, Тюлин — национальный тип, ибо он «позволяет нам понять и Мининых, и всех ему подобных героев на час, всю русскую историю и ее странные перерывы». Однако, это эскизы, приблизительные зарисовки крестьянского народного характера, совершенно не сравнимые по глубине, масштабности, пониманию человеческой природы с портретами Рудина и Обломова, Пьера Безухова и князя Андрея, Раскольникова и Карамазовых.

Такое выпадение из художественной картины мира, рисуемой литературой, очень важного ее объекта, можно, конечно, объяснить способностью творческой интеллигенции ощущать действительность лишь в рамках собственного или близкого ей духовного пространства. Народ оставался безгласен. Ведь главными фигурами и других мировых литератур — английской, французской, немецкой — были отнюдь не крестьяне. Но никакая другая литература и не распиналась так в своей любви к народу.

И для Диккенса фермер, рабочий — лишь статисты на сцене, где действуют буржуа и аристократы. У него и поползновения нет заглядывать в душу простолюдина. В России же — в отношении к мужику — и надрыв, и молитва, и чувство вины, и попытка поставить его на пьедестал.

Аристократ по рождению и воспитанию, Лев Толстой самодовольно заявлял Горькому, как о главном своем достоинстве: «Я больше вас мужик и лучше чувствую по-мужицки». Это звучит демократично, но в какой стране, кроме России, возможен такой самокомплимент, такое заблуждение в литературной жизни, тем более странное и трогательное, что ни в какой другой из европейских стран разрыв между образованным слоем и народом не был так велик.

Дело тут не в сословных предрассудках. Российскую дворянскую (а позднее и разночинную) интеллигенцию отделяла от народа пропасть в мышлении, которую невозможно было преодолеть на протяжении одного поколения. О причинах такого отрыва культурных верхов нации от ее массы, уходившего корнями в допетровскую историю, немало говорено Ключевским, Бердяевым и другими российскими мыслителями. Здесь важно отметить лишь одно: реальный, сложный и противоречивый образ мужика на протяжении всего XIX века был как бы окутан плотной завесой из религиозно-философских умствований, которым отдали дань почти все русские писатели.



 
« Пред.   След. »

Ё-п-р-с-т!

Вот и скажи, что не судьба... Одинаковы бычки, а продали по-разному...

страница в Фейсбуке

ещё по теме

Пресс-релиз Фестиваля «Земляки» — 2019
Верните любимого артиста
Замечательный фестиваль! Но почему не пригласили артиста, который явл...
05/08/19 21:02 далее...
автор Елена

Пресс-релиз Фестиваля «Земляки» — 2019
Отзыв о Фестивале
Добрый день! Были вчера (03.08.19) на Фестивале. Приезжаем не первый ...
04/08/19 18:20 далее...
автор Елена

Пресс-релиз Фестиваля «Земляки» — 2019
А В.Бакитко будет?
Полностью согласен с Андреем! Что-то многовато стало шансона, с котор...
29/07/19 23:31 далее...
автор Виктор

Программа Фестиваля на 1–4 августа 2019
Проживание
Здравствуйте.Нет возможности ехать на машине и вести с собой палатку....
17/07/19 22:15 далее...
автор Анна

Пресс-релиз Фестиваля «Земляки» — 2019
Невероятно
Невероятный фестиваль. Кто ездит часто,знает крылатый дух мурашек ,о...
17/07/19 02:39 далее...
автор Женя

Пресс-релиз Фестиваля «Земляки» — 2019
Фестиваль наикрутейший! Не раз бывал на этом празднике! Михаил Сергее...
16/07/19 20:25 далее...
автор Андрей

Пресс-релиз Фестиваля «Земляки» — 2019
Фестиваль
:) Вот это широта русской души!
16/07/19 20:25 далее...
автор Александр Галкин

 



Яндекс.Метрика

 

наша почта

 
Логин:
Пароль:

(что это)
главная arrow биография arrow Лабиринты народной души